Везде, где персонаж оказывается посреди незнакомого мира, лапы Белого Кролика высовываются то из одной дыры в реальности, то из другой. Елена Кушнир рассказывает о самых интересных фильмах, которые показывают нам математическое безумие Кэрролла, увиденное через другую призму. Во время путешествия лобовое стекло ее машины внезапно трескается, и она вынуждена остановиться у Очень Странного Особняка, где ее встречает дружелюбный пожилой джентльмен по имени Чарльз Ванель и предлагает переночевать.
Утром Алиса обнаруживает, что в пустом доме накрыт стол, а во дворе ее уже ждет отремонтированная машина. Вот только забор вокруг дома превратился в сплошную стену, и выбраться наружу невозможно. Алиса возвращается, проводит в особняке еще одну ночь, а утром все повторяется.
Источник "Скоро рассвет, выхода нет", - говорил Клод Шаброль, самый депрессивный критик буржуазии французской новой волны, на протяжении всей своей творческой жизни. И все же он не мог отказаться от всего буржуазного и красивого - особняков, Кристель, дорогих машин - Кэрролл или не Кэрролл, что зашифровано здесь где-то очень глубоко.
В целом, это один из наименее злых и леденящих душу фильмов Шаброля, возможно, именно поэтому он остался почти незамеченным. Хотя Кристель считала, что проблема была в другом: у Шаброля она обнажалась только в одной сцене. В любой момент она могла начать плеваться, выходить из себя или говорить гадости в адрес в основном неприятных персонажей, вместо того чтобы сдерживаться и делать гадости спокойно, как все нормальные люди. Окружающие воспринимают ее как проблемного ребенка, включая напряженно жизнерадостную маму Фелисити Хаффман и хронически уставшего отца Билла Пуллмана.
В конце концов, она - проблемный ребенок.
Но тут появляется эксцентричная учительница Патриция Кларксон, которая решает поставить "Алису в стране чудес" в детской театральной студии. Она назначает Фиби на главную роль и знакомит ее с конфликтом между ее эксцентричной личностью и окружающим миром.
Фиби также воодушевлена Алисой, которая появляется перед ней то во сне, то наяву. В мире найдется немного фильмов, смысл которых так плохо передается их оболочкой. Трейлер, выполненный в конфетно-венерических тонах, от которых у покойного Тима Бертона, возможно, рябило в глазах, анонсирует поп-сказку для самых маленьких.
Фильм анонсирует поп-сказку для самых маленьких.
Саммари намекает на что-то мотивирующее. Не дайте себя обмануть. Слегка галлюциногенные красавицы камуфлируют одну из самых тяжелых историй психических заболеваний. Конечно, маму играет Хаффман, заслуженная страдалица американского кино 60-х годов. Актриса традиционно переигрывает, но юная Фаннинг творит на экране нечто невероятное, сравнимое по уровню с тихим безнадежным безумием Ди Каприо в "Что гложет Гилберта Грейпа". Для людей с психическими проблемами, которых общество все еще пригвождает к позорному столбу, просмотр "Фиби в стране чудес" может стать пугающим опытом.
Как бы то ни было, фильм "Фиби в стране чудес" может быть очень интересным.
Но так всегда бывает, когда авторы понимают, каково это - бежать изо всех сил, лишь бы остаться на месте. В чопорной восьмидесятилетней даме, осколке викторианской эпохи, невозможно узнать бойкую девчонку Амелию Шенкли, которой математик Доджсон Иэн Холм рассказывал забавные истории. Она не помнит себя, но бешенство таблоидов, разрывающих на части "эту Элис", навевает воспоминания.
Беззаботные дни лета. Фотосессии. Смешное заикание Доджсона. То, как он смотрел на нее. И самое странное, тревожное и немыслимое - то, как маленькая Элис смотрела на него. Источник Фильм не забирается на территорию "Лолиты", но подходит к ней достаточно близко, так что лучше убрать детей подальше от экрана. К тому же, сказочные персонажи, скорее всего, напугают их.
Сказочные персонажи фильма, скорее всего, напугают их.
Двенадцатилетний Шенкли, который по какой-то причине не сделал карьеру в дальнейшем, составил достойную пару для Хилл. Она и капризная маленькая принцесса, и наивный ребенок, и кокетливая девочка, тайком угадывающая, какие чувства она пробуждает в своем взрослом знакомом. Но фильм держится на тонкой ниточке, не скатываясь в пропасть.
В конце концов, это не фильм, который не фильм.
Искусство в нем побеждает фрейдизм, как Доджсон побеждает свое томление. В итоге остается лишь парадоксальная светлая меланхолия и сказка. Формально фильм Миллера является дословной адаптацией Кэрролла.
Но именно он - нет.
Но это тот случай, когда форма переплавляет содержание в нечто совершенно иное. Миллер железной рукой отсеял все "кинематографическое", милое и улыбчивое. Алиса, непрофессиональная актриса Энн-Мари Маллик, ходит с растрепанными волосами хиппи и всю дорогу угрюмо смотрит на сгрудившихся, нервных, вечно спешащих взрослых в викторианских костюмах. Чеширский кот - о святотатство! Саундтрек с психоделическими ситарами Рави Шанкара и видео, замедленное до состояния полусна, погружает вас в трансовое, почти бредовое состояние, которого не удавалось достичь ни одной "сказочной" адаптации "Алисы".
Отказавшись от визуальной сюрреалистической антиутопии более поздних времен, Миллер все же очень убедительно сформулировала предпосылку: "Мы все здесь сумасшедшие". Ее останавливает мужской патруль, стреляющий в женщин-солдат, с нее срывают шляпу, и Лили бежит без оглядки. Она оказывается в изолированном особняке с сумасшедшей старухой по имени Тереза Гиз, несколькими голыми маленькими детьми, свиньями, овцами, крысами, львами, орлами и куропатками... и единорогом - толстым, облезлым пони с рогом на голове, за которым Лили следует по пятам, потому что он единственный, кто с ней нормально разговаривает и даже цитирует Фрэнсиса Бэкона.
Интерпретировать сюрреалистическое кино - дело неблагодарное, хотя и увлекательное. Критик должен придерживаться фактов о процессе создания фильма. Например, Луи Малле пригласил постоянного оператора Бергмана Свена Нюквиста, что означает нечто психологическое, связанное с подсознанием. Или вот, например, Малль хотел, чтобы в фильме не было солнечных кадров - это означает конец света и апокалипсис, как минимум - конец буржуазной культуры Малль, как и Шаброль, снимал в духе Новой волны в начале своей карьеры, и у него, как и у Шаброля, есть богатый особняк.
Сейчас, конечно, нам все понятно про этот фильм, где орлу отрубают голову мечом, а половина персонажей кормит грудью другую половину. По большому счету, "апокалиптическая Алиса в стране чудес" называется фантазией Мала, потому что любое странное путешествие принято называть "Алисой", так же как небо принято называть "голубым".
По сути, фильм называется "Алиса".
Как еще назвать шизофреническую ситуацию, в которой Тралия и Трули - брат и сестра по имени Лили Подсознание! Брата играет любимец Уорхола и секс-символ гей-субкультуры Джо Даллесандро, ходячая мускулистая плоть во всем ее совершенстве, которой Мэл пользуется примерно так же часто, как толстым, облезлым пони.
Потому что он немного пони.
Потому что он может. Художественный фильм Шванкмайера, сочетающий в себе элементы фантастики и анимации, в оригинале называется "Something by Alenka": Героиня Кэрролла известна под этим именем в Чехии. В русском переводе фильм также называется "Сон Аленки". Но сказка Шванкмайера похожа не на летние детские грезы, а на липкий температурный кошмар - недаром жанр фильма включает ужасы.
Аленка Кристина Кохоутова превращается в уродливую куклу, убегает от злого Кролика с командой скелетов и постоянно окружена колющими и режущими предметами, которые нужно держать подальше от детей. Гвозди, осколки стекла, тараканы в банке с вареньем... Будь проклята эта Страна Непостижимых Чудес. <Мертвые у Шванкмайера всегда торжествуют над живыми, поэтому здесь нет волшебного сада - перед нами постиндустриальные руины, где девочка идет по обломкам старых домов и обшарпанным коридорам. Даже в сказочный мир она попадает не через дыру в земле, а провалившись в ящик школьной парты, который она находит в разбитом аквариуме в финальной сцене после пробуждения.
Там таятся большие ржавые ножницы, которыми Аленка, глядя недетским взглядом юной артистки Кохоутовой, задумчиво щелкает, вынося приговор "чудесам". "Опять он опоздал. Я ему голову отрежу". Решив покончить с кошмарами, она возвращается домой, где живет ее жестокая мать Сильвана Маймоне. Когда-то она была религиозной фанатичкой, но теперь практикует колдовство и накачивает свою дочь чем-то черным из пузырька, после чего Мэри-Энн попадает в лес, где встречает девочку в маске кошки среди маргариток.
Визуальное оформление копеечного инди-ужастика дебютанта Навина Дэва на удивление впечатляет. Авторы не скрывают, что черпали вдохновение в другой культовой постановке чешского авангарда по мотивам "Алисы", сказочном фильме ужасов Яромила Иреша "Валерия и неделя чудес". Капающая на маргаритки кровь - "буквальный" кадр из "Валерии". Можно сказать, что со сценарной стороны дело обстоит чуть хуже: актеры немного дурковаты, мама-ежиха оказалась совершенно хэллоуинским персонажем, да и вообще Дэв не обходит ни одну кривую ужастика по касательной.
Сюжет немного запутан.
Но противостояние с Красным Королем, по крайней мере, превосходит все миллионные усилия Бертона. А девушка в улыбающейся кошачьей маске... Мы видели и девушек, и улыбки, и кошек, но эта Дева... Как сказала Алиса: "Это просто я не знаю, что это такое."
Как сказала Алиса.
Полный привет, маргаритки.
Очень полезная вещь